(499) 518-05-75
info@fondnashideti.ru

Обучение церковной социальной работе

Организация комфортной жилой среды

Понятие комфортности должно стать неотъемлемой частью общего понятия кондуктивной терапии в жизни, а именно в жилой среде, окружающей Вашего ребенка.

Применительно к детям с ДЦП понятие комфортности жилища имеет особую специфику. Эта специфика определяется необходимостью создания доступной сферы жизнедеятельности в доме с помощью вспомогательных устройств  и приспособлений, специальных планировочных решений, наиболее важные из которых представлены в  ПРИЛОЖЕНИИ 5. Совершенно очевидно, что сделать дом максимально комфортным исходя из потребностей Вашего ребенка можно только в том случае, если Вы самостоятельно учтете их при проектировании нового дома. Однако типовое жилье тоже в значительной степени можно приспособить к нуждам человека с нарушениями двигательной сферы, используя пандусы, поручни различных конструкций для облегчения перемещения по квартире. Продуманный выбор дверных ручек, кранов, специальных приспособлений для облегчения пользования сантехническим оборудованием, удобное размещение розеток, выключателей, мебели в доме обеспечат доступность их использования ребенком.

Для ребенка в кресле-коляске будет удобен просторный совмещенный санитарный узел, снабженный поручнями. Конструкция таких поручней может быть стационарной или поворотной, в зависимости от характера нарушений и физических возможностей ребенка. Во многих случаях в этих помещениях применяют прикрепленные к потолку или стенам штанги и трапеции, с помощью которых гораздо легче перемещаться. Если помещение санитарного узла достаточно просторно, то к потолку может быть прикреплена штанга со скользящей по ней подвеской. Она позволит ребенку передвигаться без кресла-коляски и самому пользоваться ванной. Ручки, рычаги, краны, кнопки электрических выключателей и различных бытовых приборов, розетки и прочие устройства следует располагать на высоте около двух третей роста ребенка над уровнем пола и на расстоянии не менее 0, 4 метра от угла комнаты. Хорошо продуманное, удобное оборудование санитарного узла в квартире во многом улучшит бытовые условия и облегчит членам семьи ребенка-инвалида уход за ним.

Большого внимания в квартире, где живет ребенок с ДЦП, требует оснащение кухни и обеденного места. Пользоваться кухонной плитой, мойкой, основными посудными и хозяйственными шкафами ребенку, сидящему в кресле-коляске должно быть легко и удобно. В то же время нужно иметь в виду, что мебель не только в кухне, но и  во всей квартире нужно располагать так, чтобы ребенку было удобно передвигаться, необходимо позаботиться о том, чтобы она не стала причиной травмы (скруглить углы столов и полок, обить торцы мебели мягким защитным материалом). Чтобы обеспечить удобную работу за кухонным оборудованием, глубина навесных шкафов должна быть не более 0,3 метра. Желательно за обеденным столом ребенку выделить постоянное место в зоне, которая меньше всего мешает другим членам семьи и организована так, чтобы ребенок мог принять посильное участие в сервировке стола, его уборке, мытье посуды и приготовлении пищи, что влияет на поддержание здорового психологического климата в семье. Используя специальные приспособления для еды, Вы поможете ребенку оптимально применить существующие у него двигательные возможности и непрерывно развивать новые навыки.

Не стоит забывать, что возможность находиться в комфортной и правильной позе необходимо для ребенка не только в процессе принятия пищи, но и при проведении занятий за столом, работе на персональном компьютере, просмотре телевизионных передач, то есть на протяжении всего дня (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 и ПРИЛОЖЕНИЕ 4). Соблюдение правильной позы и использование для этого различных приспособлений, специальные условия размещения ребенка помогут избежать излишнего утомления. Это особенно важно при работе ребенка с ПК, поскольку компьютерные технологии все чаще используются и в обучении и как средства, замещающие коммуникацию детям с тяжелыми нарушениями речи и поражениями рук, препятствующими овладению навыками письма. В ПРИЛОЖЕНИИ 5 предложены приспособительные устройства для детей с двигательными нарушениями. Кроме таких несложных конструкций можно использовать специальные приспособления для ввода информации в компьютер (джойстики), специальные клавиатуры, мыши, интерактивные экраны. Существует много возможностей обеспечить относительную бытовую и психологическую независимость ребенка, не все из них нами описаны. Мы надеемся, что, познакомившись с идеями оборудования жилого пространства, Вы сможете не только применить их, но и усовершенствовать.

Радуйтесь каждому, даже самому скромному достижению Вашего ребенка!