(499) 518-05-75
info@fondnashideti.ru

Обучение церковной социальной работе

Права ребенка

Мало кто в обществе задумывается о том, что люди, имеющие физические или умственные нарушения, хотят прожить такую же жизнь, как и все: сначала пойти в детский сад, потом в школу, поступить в институт, получить профессию, навыки обычной жизни. На самом деле даже школа для детей-инвалидов порой становится недосягаемой, не говоря уже о специальном профессиональном образовании. Хотя такие дети, как правило, хотят учиться (если, конечно, болезнь позволяет), развиваться и готовы для этого преодолевать многие трудности.

ПРАВО на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется государством (статья 43 Конституции РФ). Одним из основных принципов государственной политики в области образования является адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников (статья 2 Закона «Об образовании») (Б-17.).

ПОМНИТЕ: Закон гарантирует Вашим детям возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения. (Статья 5 Закона «Об образовании»).
Учащиеся всех образовательных учреждений, в соответствии с государственными общеобразовательными стандартами, имеют право:
  • на получение бесплатного общего образования;
  • на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам;
  • на ускоренный курс обучения;
  • на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек;
  • на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
  • на участие в управлении образовательным учреждением;
  • на уважение своего человеческого достоинства, свободу совести, получение информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

К сожалению в школах далеко не всегда соблюдаются права родителей и учащихся на получение информации.

А между тем, в соответствии со статьей 16 частью 2 Закона РФ «Об образовании», пунктом 47, Типового положения об общеобразовательном учреждении (Б-27), «…при приеме в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей с уставом образовательного учреждения лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса».

Все документы должны быть зарегистрированы вышестоящим органом и обязательно доведены до сведения родителей (например, вывешены в виде плакатов на информационных стендах). Требования к уставу образовательного учреждения изложены в статье 13 закона  РФ «Об образовании» (Б-17).
В указанных документах родители могут получить сведения о системе оценок и промежуточной аттестации, типах и видах конкретно реализуемых образовательных и специальных программ, режиме занятий обучающихся, наличии и порядке предоставления платных (дополнительных) образовательных услуг, а также об основании и порядке отчисления из школы, о правах и обязанностях всех участников образовательного процесса.

Детям с отклонениями в развитии государство создает условия для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов (п.6 статьи 5 Закона РФ «Об образовании» (Б-17). Учитывая, его потребности и возможности, образовательные учреждения предлагают обучающие программы в различных формах: очной, заочной, очно-заочной (вечерней), в форме семейного, надомного образования, экстерната и самообразования (п.1 статьи 10 закона).

Имейте в виду, что, в соответствии с законом «О социальной защите инвалидов в РФ» (Б-20.), обучение и образование является одним из основных направлений реабилитации инвалидов (статья 9).
При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе, например на дому. Ребенок-инвалид может обучаться дома, не посещая уроков в школе. Он прикрепляется к образовательному учреждению по месту жительства, и его обучают по утвержденной программе специалисты из числа педагогических работников этой школы. Промежуточную и итоговую аттестацию ребенок проходит в этой же школе, по окончании получает документ о соответствующем образовании. (Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 861 (Б-26).
ЗНАЙТЕ: Количество часов при обучении на дому ограничено: для учеников начальной школы – 8 часов в неделю, для учеников средней школы – 10 часов в неделю, для учеников старшей школы – 12 часов в неделю.

В соответствии с п. 6.1 статьи 29 Закона «Об образовании» (Б-17.) государственные гарантии прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования, в общеобразовательных учреждениях обеспечивает соответствующий субъект Российской Федерации. В его же компетенции находится «…организация предоставления общедоступного и бесплатного образования в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с отклонениями в развитии, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи».
СОВЕТ: Прежде чем отдать ребенка в образовательное учреждение используйте свое право ознакомиться с документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

По мере взросления ребенка с ограниченными возможностями, родители начинают задумываться, в какую школу его отдать? В общеобразовательную или специальную (коррекционную). На каждый субъект Российской Федерации приходится по одной спецшколе каждого вида: для не слышащих детей (I вид), слабослышащих и позднооглохших (II вид), для детей с нарушением зрения (III-IV виды), с тяжелыми нарушениями речи (V вид), с нарушением опорно-двигательного аппарата (VI вид), с задержкой психического развития (VII вид), для умственно отсталых детей (VIII вид). В этих учреждениях работают специалисты-профессионалы, способные вам помочь и дать необходимое образование Вашему ребенку по отработанным методикам.

В зависимости от особенностей психофизического развития и возможностей ребенка устанавливаются сроки освоения образовательных программ. Для детей с отклонениями в развитии они могут быть увеличены по сравнению с общеобразовательной программой. Выбор учебного плана осуществляется на основании психолого-медико-педагогических рекомендаций совместно с родителями. Возможно изменение учебного плана как в сторону уменьшения количества недельных часов, так и в сторону их увеличения, в зависимости от особенностей развития ребенка, характером протекания заболевания.

ПОМНИТЕ: Направление детей на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) осуществляется по инициативе родителей. Учреждения образования, здравоохранения, социальной защиты могут инициировать направление ребенка на ПМПК, но только с согласия родителей.
Направление детей в коррекционное учреждение осуществляется органами управления образованием также только с согласия родителей (законных представителей) и по заключению психолого-медико-педагогической комиссии.

Без Вашего согласия отправить ребенка в специальное (коррекционное) учреждение (класс) органы управления образованием не могут, так как это нарушает Ваше право зафиксированное в пункте 10, статьи 50 Закона РФ «Об образовании» и пункте 25 Типового положения (Б-28) о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

У Вас есть право обжаловать заключение психолого-медико-педагогической комиссии. Обратитесь в орган управления образованием, вышестоящую ПМПК (городскую, областную). Ваша важнейшая задача – обеспечить ребенку адекватные условия получения образования, так как на качество получаемого образования существенное влияние оказывают специальная подготовка педагогов, специальное оборудование класса, индивидуальный режим дня и индивидуальная учебная и физическая нагрузка. ТОЛЬКО В ЭТОМ СЛУЧАЕ ВЫ ПОЛНОСТЬЮ РЕАЛИЗУЕТЕ ПРАВО РЕБЕНКА НА ОБРАЗОВАНИЕ.

Замена обучения ребенка направлением его в дом-интернат для умственно отсталых детей является нарушением права этого ребенка на образование, поскольку детский дом-интернат для умственно отсталых детей является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания детей, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также социально-трудовой адаптации. Таким образом, он не является образовательным учреждением, т.е. учреждением, осуществляющим образовательный процесс. Это разъяснение дано в Письме Минообразования РФ от 02.04.2001 № 29/1476-6.

Организовать образование на территории муниципального района, уполномочены органы местного самоуправления (статья 32 Закона (Б-17). В их ведении находятся и вопросы организации и координации работы по оказанию методической, диагностической и консультативной помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому (статья 18 Закона РФ «Об образовании» (Б-17). Для восстановления нарушенных прав Вашего ребенка Вы вправе обратиться в орган местного самоуправления.

Если руководитель образовательного учреждения отказывается принимать Вашего ребенка, мотивируя тем, что учителя не могут заниматься с ребенком-инвалидом, а родители других учеников против того, чтобы он учился в этой школе, т.к. здоровые дети будут его обижать, дразнить и т.д., напомните ему, что в соответствии с п. 1 статьи 16 и п. 2 статьи 19 Закона РФ «Об образовании» (Б-17) каждая государственная и муниципальная общеобразовательная школа обязана принимать всех детей, достигших шести с половиной лет и проживающих на прикрепленной к ней территории. Поэтому отказ руководителя школы является незаконным. Согласно п. 1 статьи 51 этого же закона образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану здоровья всех учеников. А п. 7 статьи 51 –  возлагает ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся на должностных лиц образовательного учреждения, т.е. на директора.

Отстоять право ребенка на образование поможет положение п. 1 ст. 52 закона РФ «Об образовании» (Б-17), согласно которому Вы имеете право выбирать образовательные учреждения, формы обучения ребенка, принимать участие в управлении учреждения, защищать законные права и интересы ребенка.
Если Вы получили отказ в приеме Вашего ребенка на обучение в образовательное учреждение по надуманным мотивам, для восстановления нарушенных прав Вам следует написать на имя руководителя школы заявление с просьбой принять ребенка в школу.

ПРАВО На дошкольное образование.

По поводу устройства ребенка-инвалида в детское дошкольное учреждение необходимо руководствоваться следующими положениями. В соответствии с п. 2 ст. 43 Конституции РФ (Б-6) нашим маленьким гражданам гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Согласно п. 2 ст. 18 Закона РФ «Об образовании» (Б-17) государство обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения. Поэтому каждый ребенок, в том числе и ребенок-инвалид, имеет право на посещение детского сада. Если ребенка отказываются принимать в детский сад на том основании, что он инвалид, то это прямое нарушение закона «Об образовании» и закона «О социальной защите инвалидов в РФ» (Б-20) в частности статьи 18 которая гласит, что детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа.

Если Вашего ребенка отказываются принимать на основании того, что в детском саду нет свободных мест, сошлитесь на Указ Президента РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» (Б-7), согласно которому дети-инвалиды обеспечиваются местами в детских дошкольных учреждениях в первоочередном порядке.
Вам могут порекомендовать направить ребенка-инвалида в детский сад компенсирующего вида для детей с отклонениями в развитие, но такую рекомендацию выдает только психолого-медико-педагогическая комиссия. Вместе с тем подобная рекомендация не является для Вас обязательной. Ваше право – воспользоваться ей или нет. Если поблизости от места жительства ребенка-инвалида нет специального дошкольного учреждения, в которое может быть принят Ваш ребенок, либо специальной группы для детей-инвалидов в обычном дошкольном учреждении, то ребенок-инвалид имеет право посещать обычную группу детского сада.

ПОМНИТЕ: Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями регулируются договором. Внимательно читайте договор, его положения не могут ограничивать установленные законом права сторон. Не подписывайте документ, который ущемляет Ваши права или права Вашего ребенка. Образец договора см. в ПРИЛОЖЕНИИ 8 п.4.

СОВЕТ: Если состояние здоровья Вашего ребенка исключает возможность пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, сошлитесь на статью 18 Закона «О социальной защите инвалидов в РФ» (Б-20) и потребуйте от органов государственного управления Вашего города (района) создания специального дошкольного учреждения. Этого легче добиться, объединившись с другими родителями, воспитывающими детей-инвалидов.

ПРАВО НА СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

Если Ваш ребенок, изъявил желание получить специальное профессиональное  образование, учтите, что дети-инвалиды, которым согласно заключению федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях при условии успешной сдачи вступительных экзаменов в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования принимаются вне конкурса. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование (статья 16 Закона «Об образовании» (Б-17). Зачисление на так называемые бюджетные места, должно проводиться после завершения вступительных испытаний и заканчиваться не позднее, чем за 10 дней до начала учебных занятий.
ПРАВО НА ЖИЛЬЕ

Право на жилье регламентируется положениями жилищного законодательства. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ. При этом жилые помещения предоставляются семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья детей и других заслуживающих внимания обстоятельств (статья 17 Закона «О социальной защите инвалидов» (Б-20). В статье 51 жилищного Кодекса Российской Федерации (Б-12) перечислены условия, при которых гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, либо собственниками жилого помещения;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, либо собственниками жилья, но обеспеченные жилплощадью менее учетной нормы на одного члена семьи;
проживающие, в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения.

ПРАВО на дополнительную жилплощадь.

Отдельные категории инвалидов имеют право на дополнительную жилплощадь. Этим правом обладают инвалиды, заболевания которых, вошли в Перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации (Б-25.) см. ПРИЛОЖЕНИЕ 8 п.5. Указанное право учитывается при постановке на учет для улучшения жилищных условий и предоставлении жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда.

ЗНАЙТЕ: Дополнительная жилая площадь, занимаемая инвалидом (независимо от того, в виде отдельной комнаты или нет), не считается излишней и подлежит оплате в одинарном размере (статья 17 Закона «О социальной защите инвалидов» (Б-20).

В соответствии с ЗАКОНОМ у Вас есть ПРАВО оборудовать квартиру, в которой Вы проживаете с ребенком-инвалидом специальными средствами телекоммуникационного обслуживания, специальными телефонными аппаратами (в том числе для абонентов с дефектами слуха), переговорными пунктами коллективного пользования соответствии с индивидуальной программой реабилитации (статья 28 Закона «О социальной защите инвалидов» (Б-20).

ПРАВО НА СКИДКУ.

При оплате жилищно-коммунальных услуг Вы имеете право на скидку – 50 процентов.
Это положение закреплено в статье 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» (Б-20) …инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов предусматривается скидка на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (Б-28.) (независимо от принадлежности жилищного фонда), в размере не ниже 50 процентов, а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, — на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, а также — право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

ПРАВО НА КОМПЕНСАЦИЮ

Если у Вас в пользовании есть автотранспорт, который Вы получили в органах социальной защиты, используйте свое право на компенсацию по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО).

С 1 января 2004 г. действует статья 17 Федерального закона  «Об обязательном страховании гражданской ответственности  владельцев транспортных средств» (Б-18), согласно которой инвалидам предоставляется компенсация в размере 50 процентов  от  уплаченной ими суммы страховой премии по договору  обязательного  страхования.
Помните: Выплата денежной компенсации осуществляется инвалидам (в том числе детям-инвалидам), получившим транспортное средство через органы социальной защиты населения бесплатно или на льготных условиях.

Вам далеко добираться до гаража (стоянки)? У Вас есть право потребовать место для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения вне очереди и поближе к месту жительства (статья 15 Закона «О социальной защите инвалидов» (Б-20).

ПРАВО НА ЗАНЯТОСТЬ

Гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, государство обеспечивает дополнительные гарантии, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами (статья 13 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» (Б-16).
уволенным из организаций по собственному желанию (в связи с переездом на новое место жительства в другую местность; в связи с болезнью, препятствующей продолжению работы или проживанию в данной местности; в связи с необходимостью ухода за инвалидами I группы или больными членами семьи; в случае увольнения женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет),

Государственная политика в области содействия занятости населения (статья 5 закона «О занятости населения в РФ» (Б-16) направлена на:
осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов);
поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
Например, резервировать рабочие места по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; стимулировать создание предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; создавать условия для предпринимательской деятельности инвалидов; организовывать обучение инвалидов новым профессиям (Статья 20 закона «О социальной защите инвалидов в РФ» (Б-20).

ГОСУДАРСТВО предусматривает КВОТУ для приема на работу инвалидов. Квота устанавливается законом субъекта Российской Федерации организациям, где работают более 100 человек, (статья 21 закона «О социальной защите инвалидов в РФ» (Б-20).

ЗНАЙТЕ, что за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости, в частности, за отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты, предусмотрена ответственность по статье 5.42 «Кодекса об административных правонарушений Российской Федерации» (Б-14), далее КоАП и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда (МРОТ).
В соответствии с квотой работодатели (статья 24 Закона (Б-20) обязаны:
создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;
создавать условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Закон не допускает установление условий труда (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и другие), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками. Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда (статья 23 закона «О социальной защите инвалидов в РФ» (Б-20).
Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья. Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней (статья 115 Трудового Кодекса РФ (Б-11).

ПРАВО НА РЕАБИЛИТАЦИЮ

Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации. Перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам, утвержден распоряжением Правительства РФ (Б-27.), см. ПРИЛОЖЕНИЕ 8 п.5.

В статье 11 Закон (Б-20) определил, что «индивидуальная прог­рамма реабилитации инвалида» — разрабо­танный на основе решения федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы комплекс реабилитацион­ных мероприятий для инвалида, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или упущенных функций орга­низма; восстановление, компенсацию способностей инва­лида к выполнению определенных видов деятельности».

Разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, специалистами федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, проводившими медико-социальную экспертизу и утверждается руководителем в соответствии с п.34 Правил о признании лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ (Б-23.) для гражданина, признанного инвалидом, Программа должна быть разработана в месячный срок после освидетельствования. Переосвидетельствование детей-инвалидов производится 1 раз в течение срока, на который ребенку установлена категория «ребенок-инвалид». Согласно п.10 Правил категория «ребенок-инвалид» устанавливается на 1 или 2 года либо до достижения возраста 18 лет.
Индивидуальная прог­рамма реабилитации инвалида — это, прежде всего, перечень понятных инва­лиду и, принятых им, действий государства, а также комп­лекс мероприятий по восстановлению функций организма и его интеграции в жизнь. Если это ребенок или молодой инвалид, то программа, в частности, должна включать про­цессы получения инвалидом образования, профессии, соз­дание для него, если это необходимо, рабочего места, формирования доступной среды жизнедеятельности и т.д.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ:

Индивидуальная прог­рамма реабилитации инвалида состоит из четырех разделов: «Медицинская реабилитация», «Социальная реабилитация», «Профессиональная реабилитация» (для инвалида старше 14 лет) и «Психолого-педагогическая реабилитация» для ребенка-инвалида, не достигшего возраста 18 лет.

Согласно положений закона «О социальной защите инвалидов в РФ», статьи 11 (Б-20) индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Именно на основании Прог­раммы можно потребовать от указанных в ней учреждений оказания нужных услуг на бесплатной основе, а при невозможности (например, при отсутствии необходимого специалиста в данном учреждении) самостоятельно найти фактического исполнителя, оплатить оказываемые услуги за свой счет, а впоследствии требовать на основании закона «О социальной защите инвалидов в РФ» (Б-20) от органов социальной защиты населения компенсации расходов. Без Программы такая компенсация невозможна. Так как отказ от ИПР освобождает соответствующие органы государственной власти, местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.