(499) 518-05-75
info@fondnashideti.ru

Обучение церковной социальной работе

Родителям о родителях

Каждый родитель должен знать, что для гармоничного развития любому ребенку, не говоря уже о ребенке с ограниченными возможностями, необходимо правильное воспитание, т.е. воспитание с учетом возможностей и способностей ребенка, соблюдением единой системы требований к нему со стороны всех членов семьи, созданием в семье благоприятного психологического климата и гармоничного воспитания.
Помните, чем более явный и тяжелый дефект развития имеет ребенок, тем больше может быть вероятность появления у родителя неадекватного типа воспитания. Таким образом, физические особенности ребенка с ДЦП влияют на характер детско-родительских отношений наравне с особенностями характера и взглядов  самих родителей.

Знайте, самое главное - роль родителя в реабилитационной работе очень велика, и для того, чтобы максимально реализовать ее, Вам необходима помощь не только врача, но и психолога, задача которого – создание адекватного представления о ребенке и помощь всем членам семьи в выборе нужной тактики общения с ним. Психолог поможет Вам лучше понимать своего ребенка, учитывать его желания и эмоциональные потребности, быть более гибкими в выполнении рекомендаций. А для осуществления более эффективной реабилитации родителю могут понадобиться советы психолога по конструктивному сотрудничеству с ребенком,  разработке единой системы мотивации. Никогда не забывайте, что тесное сотрудничество родителя, лечащего врача и психолога, дефектолога, то есть всех специалистов, участвующих в реабилитационной работе, необходимо для проведения эффективной  и непрерывной реабилитации.

Вы знаете, что ребенок с отклонениями в развитии предъявляет специфические требования к матери, которая, осуществляя его связь с внешним миром, должна стать своеобразным связующим звеном между ребенком и окружающим миром. Материнское отношение проходит свой особый путь и  является результатом различных психологических реакций матери на патологию психической деятельности ребенка. Среди таких реакций можно назвать эмоциональное принятие или непринятие больного ребенка, оценку его возможностей, а также социальную оценку перспектив его развития.

Безусловно, для того, чтобы правильно определить тип воспитания в семье ребенка с ДЦП, помочь в организации гармоничного общения с ним, необходимо провести всестороннее психологическое обследование, как ребенка, так и его родителей, включающее определение стиля семейного воспитания, исследование мотивационной  и эмоционально-волевой сферы родителей и ребенка, определение их ожиданий.

Психологическое тестирование проводится только психологом с обязательным соблюдением нормативных требований к использованию тестовых методов. По результатам обследования делается вывод об эффективности взаимодействия родителей с ребенком, о сформированности сотрудничества и о типе эмоциональной привязанности. После обследования, если это необходимо, психолог дает рекомендации по гармонизации воспитания.

Очень важно! Своевременное выявление неправильного воспитания, (к которому относят реакцию отрицания родителями ограниченных возможностей ребенка, гиперопеку, скрытое и открытое отречение), проведение психологических тренингов и психотерапевтических бесед с родителями помогут избежать негативных последствий неправильного воспитания или снизить их вероятность.

Известно, что в основе конструктивного отношения к ребенку и его дефекту лежит способность родителя, безусловно принимать своего ребенка, то есть любить его таким, какой он есть, независимо от поведения и заболевания. Когда родитель, безусловно принимает ребенка, он принимает и  все его особенности, учитывает ограничения, которые накладывает заболевание и старается соотносить свои требования с возможностями ребенка. У таких родителей нет чувства вины или негативных эмоций по отношению к ребенку; главным принципом их общения с ребенком является «необходимость достижения как можно большего, где возможно».

Вам очень важно знать, что принцип «достижения как можно большего, где возможно» является одним из основополагающих для реабилитационной работы. Для его реализации родитель должен четко представлять себе возможности ребенка, как физические, так и интеллектуальные. Информацию о перспективах развития своего ребенка он может получить у психолога, дефектолога, лечащего врача и других специалистов, работающих с ребенком. Важно также, чтобы реабилитационная работа велась поэтапно, не только в лечебном учреждении, но и дома, для того, чтобы знания и умения, полученные на занятиях со специалистами, постоянно закреплялись и пополнялись. Только такая непрерывная работа с ребенком может дать положительные результаты для его развития.

Безусловное принятие ребенка и его дефекта родителями, бесспорно, позитивно влияет на развитие особого ребенка. Гармоничное семейное воспитание предполагает единый подход к ребенку со стороны всех членов семьи, полное эмоциональное принятие ребенка, ориентация на его проблемы, предъявление адекватных требований с учетом возраста и уровня развития. Главное, чтобы все члены семьи предъявляли ребенку одинаковые требования, чтобы у всех была общая система запретов, потому, что только в этом случае  Вы сможете достичь  максимально положительных результатов в реабилитации ребенка с ДЦП.

Одной из проблем большого количества семей, в которых растут больные дети, является реакция отрицания родителями ограниченных возможностей ребенка, то есть отрицание дефекта или степени дефекта. Такие родители строят планы относительно образования и профессии ребенка, настаивают на высокой успешности его деятельности, для них характерно честолюбие по отношению к ребенку. Следовательно,  очевидным является непринятие дефекта и непризнание ограничений, то есть неадекватность восприятия состояния ребенка.

Помните, что реакция отрицания дефекта родителями может вызвать нарушения в личностной сфере ребенка, поскольку у ребенка  повышается нервное напряжение, он начинает чувствовать себя беспомощным и неумелым. Это, безусловно, приводит к формированию заниженной самооценки ребенка и мешает как реабилитации, так и  обучению.

К сожалению, часто родители сами мешают своему ребенку правильно развиваться, не облегчают, а усложняют его психологическое развитие. Это происходит в случае чрезмерной заботы о ребенке, ограждения его от всех настоящих и мнимых трудностей. Такой стиль воспитания называют гиперопекой. При гиперопеке реакция чрезмерной защиты, протекции, опеки, жалость и сочувствие, чрезмерная любовь матери приводит к тому, что родитель делает слишком много за ребенка, как следствие -  ребенок становится инфантильным, часто чувствует себя беспомощным даже в самых обычных бытовых ситуациях. В данном случае следует еще раз обратить внимание на принцип сознательной беспомощности родителей, сформулированный нами во введении.  Кроме того, дети с ДЦП, часто используют такое отношение к себе для того, чтобы не выполнять заданий, которые кажутся им трудными или неинтересными. Они манипулируют родителями для достижения своих целей, что негативно влияет на климат в семье и мешает полноценному развитию ребенка.

Оглянитесь, понаблюдайте за собой, если увидите свои ошибки, обратитесь к специалисту.

Безусловно, гиперопека отрицательно сказывается на результатах реабилитации и требует специальной психотерапевтической работы с родителем. Помните, что предоставление ребенку самостоятельности, автономии и права на ошибку - является необходимым условием гармоничного развития личности, если ребенок излишне привязан к матери и во всем зависим от нее, на первый план выходит принцип активности и самостоятельности ребенка, описанный во введении. Ошибаясь и исправляя ошибки, каждый ребенок  приобретает необходимый опыт, учится искать разные варианты решения проблем, и отвечать за свои поступки. Кроме того, у чрезмерно опекаемых детей, как правило, отсутствует мотивация к реабилитации.

Наряду с гиперопекой в семьях, где воспитываются дети с ДЦП, часто можно встретить прямо противоположное отношение родителей к ребенку – реакцию отвержения. Выделяют скрытое отречение, когда дефект ребенка воспринимается родителем как позор.  При этом типе воспитания свое отрицательное отношение к ребенку родители склонны скрывать за чрезмерно заботливым, предупредительным, внимательным воспитанием (по типу максимального удовлетворения физиологических и игнорирования эмоциональных потребностей). Стремясь к тому, чтобы выглядеть образцовыми родителями, они постоянно демонстрируют крайнюю степень заботы о проблемах ребенка, забывая о самом  ребенке, его переживаниях, радости и страхах, постоянной нужде в общении и проявлении эмоций.
Открытое отречение отличается тем, что родитель  осознает  и не скрывает от ребенка свои враждебные чувства по отношению к нему. Как правило, для преодоления чувства вины и обоснованности враждебных чувств такие родители осуществляют защиту, т.е. обвиняют врачей, учителей, общество, которые виноваты в возникновении предрассудков по отношению к аномальному ребенку.

В этом случае родителю важно знать, что проведение длительной психокоррекционной работы является необходимым условием не только гармонизации внутрисемейного климата, но и гармоничного развития ребенка. Если Вы настроены на решение проблемы, то при помощи групповых тренингов и индивидуальной психотерапии совместно со специалистом, безусловно, добьетесь положительных результатов.
При выявлении проблем, связанных с особенностями воспитания ребенка с ДЦП психолог поможет Вам наладить общение с ребенком, преодолеть осознанные Вами собственные проблемы, то есть создать базу для последующей эффективной реабилитационной работы.

Знайте, что для эффективной реабилитации необходимо:

наличие конструктивной позиции родителя по отношению к дефекту ребенка;

максимальная осведомленность о структуре дефекта ребенка и о том, как влияют выявленные нарушения на его развитие (такую информацию предоставляют лечащий врач, психолог, дефектолог);

принятие родителем активной роли участника коррекционного процесса, четкое выполнение рекомендаций специалистов, эффективное взаимодействие с ребенком, которые помогут в осуществлении непрерывного реабилитационного процесса;

Осознание родителем характера общения с ребенком для построения конструктивного сотрудничества с ним, а также с другими членами семьи и близким окружением; эффективное взаимодействие с персоналом реабилитационных учреждений, доверие к ним и вера в собственные силы.

Именно поэтому, далее, мы остановимся на особенностях развития детей с двигательными нарушениями и путях их преодоления.